Праворульная машина из Японии. как много их было и есть на дорогах бывшего СССР! Целое поколения автолюбителей выросло на пригнанных из страны восходящего солнца подержанных автомобилях. Проведя неделю на колесах по японским городам и весям, мне стало понятно, почему именно японские авто столь популярны: при ограничениях скорости в 60-70 км/ч даже на автострадах и исключительной японской бережливости к своему имуществу, их авто даже после 5-10 лет службы сохраняются почти в идеальном состоянии. Сегодня мне предоставилась уникальная возможность своими глазами увидеть, как эти автомобили закупаются, проверяются и оформляются для отправки в Россию и другие государства. В Японии несколько десятков автомобильных аукционов, где компании-брокеры покупают для дилеров и физических лиц нужные им автомобили и затем организуют их отправку в пункты назначения от Находки до Калининграда и от Бангладеш до Грузии.
Лет двадцать назад бизнес по японским автомобилям был предельно криминализирован в России: вначале машины покупали в Японии в салонах подержанных авто, причем нередко выбирали подешевле за 1-3 тысячи долларов, со скрытыми изъянами и явными следами аварий. Потом эти некондиционные агрегаты отправляли из порта Ниигата в Находку и Владивосток, где творился полный хаос: ускоренная растаможка за взятки, замазывались явные царапины и повреждения, перебивались номера кузовов. На выходе получалась внешне нормальная машина, которую по «дороге жизни» гнали в европейскую часть страны. По пути перегонщиков грабили бандиты, ГАИшники, конкуренты. Наконец, машины доезжали до пункта назначения, где находили своего покупателя. Убитое ведро с болтами продавалось за неслабые деньги (но все же дешевле новой) и спустя какое-то время счастливые автовладельцы начинали обнаруживать сюрпризы в виде битого кузова и кривой электрики.
Так было раньше, и, к счастью, в наше время ситуация в корне поменялась. Никто в наши дни не ищет машины на парковках для автомобильного сэконд-хэнда. Для этого созданы автомобильные аукционы, напоминающие фондовую и форексовую биржу. Они даже внешне мало чем отличаются от финансовых институтов —
За торговый день выставляются сотни автомобилей и вы можете детально рассмотреть фотографии и технические характеристики нужного автомобиля. Если решили брать — нажимаете на соответствующую кнопку. Излишне говорить о том, что каждый брокер имеет депозит на аукционе, откуда снимается сумма сделки. Вы не можете ткнуть на кнопку покупки, а затем передумать. Часть машин вы идете и смотрите лично перед покупкой (все они выставлены во дворе и на многоуровневой парковке), другую часть покупаете без визуальной оценки.
Как можно покупать машину не видя ее своими глазами? Логичный вопрос. Одним из преимуществ покупки машины на аукционе является тот факт, что сам аукцион проводит предпродажную проверку всех автомобилей. Продавец пригоняет свою машину на парковку аукциона, оставляет все необходимые документы включая собственное описание технического состояния, платит аукциону некую сумму от 100 до 300 долларов комиссии (зависит от категории) за право выставить свой автомобиль. Затем оценщики аукциона его машину смотрят, тестируют и выдают свою предпродажную оценку. Как правило, проверки весьма серьезные и оценке специалистов аукциона можно доверять. Даже если продавец что-то скрыл, они это найдут обязательно.
Рабочее место автомобильного брокера —
Немалую часть брокеров, а я даже сказал бы что значительную, составляют иностранцы. Принято считать, что подержанные японские машины отправляются лишь в Россию. Это не так. Огромное количество машин уезжают в Бангладеш, ЮАР, Индонезию, Пакистан и даже в Новую Зеландию. Удельный вес пост-советского рынка сильно уменьшился в последние пару лет из-за кризиса и ныне составляет лишь малую часть бизнеса.
Тут есть даже столовая для брокеров, причем условно бесплатная — участникам торгов выдаются талоны на питание. Мелочь, а приятно. Мне талончика не досталось, так что вкусовые свойства обеда для автоброкеров оценить не смог.
Меню на сегодня, не правда ли, все понятно?
Даже в столовой народ ни на минуту не отвлекается от экранов мониторов. Продается битый внедорожник, очень интересно, дядьки из Бангладеш активизировались, привезут машину к себе в Дакку (столица Бангладеш — редкая задница мира, см. мой отчет оттуда «Адская жизнь на реке «), починят и продадут как почти новую —
Все эти машины вскоре будут погружены в контейнеры и отправятся в далекие страны, где получат вторую жизнь —
Машин на продажу настолько много, что их паркуют на шести этажах —
На этом этаже выставлены автомобили элит-класса. Они почти новые, от силы 2014 год выпуска, а то и новее. Но их цена в автосалоне будет где-то на треть выше. Разумеется, что новизна машины не означает ее идеальное состояние, и надо проверять в любом случае. Скажем, вот вам на первый взгляд новенькая Тойота-Ландкрузер, но в ее сопроводительном листе значится замена переднего крыла после аварии.
Почти новенький Мерседес, пробег 24 тысячи километров, но он битый, хотя и отлично восстановленный —
Все это указано в этой бумаге лежащей под лобовым стеклом —
Искусство автомобильного брокера определить соотношение цены к техническому состоянию машины. Незначительная царапина может существенно уменьшить цену, но при этом не принесет проблем будущему владельцу, все эти вопросы согласуют покупатель и брокер при заключении договора.
Да, чуть не забыл — листочек на стекле с желтым это не цена, а порядковый номер на торгах. Собственно, в данном случае указывать цену не имеет смысла, поскольку окончательный ценник определится по результатам продаж.
Вот такая «Субару» 2005 года с пробегом в 50 тысяч километров продастся ориентировочно за 2 тысяч долларов, плюс комиссия брокера 200-300 долларов, плюс расходы на доставку машины в порт и погрузку. Во Владивостоке такая машина сойдет на берег с себестоимостью порядка 3 тысяч долларов, к которым надо добавить российские таможенные пошлины.
Мазда слева, 2013 год выпуска, стоит в пределах 2 тысяч долларов со средним пробегом. Плюсом комиссия, доставка, пошлины, и в России ее купят где-то за 6-7 тысяч долларов.
Хозяин этой машины творческий человек, выложил пол ламинатом —
Эти крохотули класса Кей-Кар (660 кубиков) вы вряд ли встретите на просторах бывшего СССР, тут для внутреннего японского рынка —
Такие слабенькие машинки категорически в России не популярны —
Отдельным пунктом я бы выделил битые и аварийные автомобили. Раньше они были популярнее, чем сейчас по перечисленным выше причинам. Российские дилеры и просто самостийные хитрованы скупали битые агрегаты за копейки (скажем, этот новенький но битый автомобиль внизу можно взять 1-1,5 тысяч долларов), переправляли их в Россию, доводили до ума и продавали как чистые (не битые), но уже за 10-12 тысяч долларов.
Битого «добра» здесь хватает, его любят не только россияне, но и в еще большей степени Бангладеш, Индонезия и прочие —
Чем более экономический кризис углубляется, тем спрос на такие машины возрастает. Людям все еще хочется жить красиво, но денег уже нет. Битая и хорошо восстановленная машина — спасение, причем владелец может и не знать о том, что за месяц до покупки его стальной конь выглядел так —
Или даже так —
Смотрю на эти машины и думаю, как пройдет совсем немного времени и какой-нибудь мелкий бизнесмен из Челябинска, или Хабаровска будет рассекать на этом внедорожнике, чуток починенном умельцами. И девушки в соседнем дворе будут томно вздыхать: «Ах, мой герой», а когда у него отвалится криво присобаченное колесо вместе с подвеской, наш герой скажет: «-Готовимся к взлету. избавляемся от балласта» :)))
Отличный семейный автомобиль —
Здесь вроде бы ничего серьезного нет, трещина на бампере. А может быть и не только на бампере, машина еще только ждет оценку —
Не только легковушки продаются на аукционе, но и фуры с автобусами. Схемы все те же —
В качестве резюме расскажу, какие для себя сделал выводы:
1. Подержанные японские машины безусловно предпочтительнее европейских, поскольку при строгих ограничениях скорости и общепринятой японской бережливости, они почти все в прекрасном состоянии. Машины катаются при малых оборотах и износ двигателя и шасси минимален. При прочих равных, пятилетний Фольксваген из Германии хуже, чем пятилетний Фольксваген из Японии. Минусом правый руль, но это вопрос субъективный. Второй момент в том, что, покупая машину напрямую у японского брокера, вы гарантируете себе реальный пробег автомобиля, он никогда не будет накручен, как если бы вы покупали в России.
2. Покупать подержанную японскую машину надо у японского брокера, а не с рук у российского посредника. Дело в том, что российский дилер вполне мог намеренно закупить битые машины у японского брокера, починить их уже в России и продать вам по цене как за машину в идеальном состоянии. Потом дефекты начнут вскрываться, но, как вы понимаете, концов будет не найти.
3. Автомобильные аукционы лучше обычных «автобазаров» тем, что выбор больше на несколько порядков, а цена, соответственно, может быть меньше, чем в салоне подержанных авто. Также аукцион гарантирует вам соответствие заявленных технических данных реальному состоянию машины, это ответственность японского аукциона, и они люди серьезные. Как вы понимаете, большая часть аукционных машин все же в Японии и остается, а не уходит тотально за границу. А японцы быстро нашли бы управу на жуликов, если бы такие были.
4. Меня удивило, что комиссия брокера варьируется в пределах скромных 200-300 долларов от стоимости автомобиля.
После посещения аукциона я побывал в брокерской компании «Shiawasedo» в крупном портовом городе Кобе, откуда автомобили сразу же отправляются в порты назначения по всему миру. Большущий просторный офис, десятки сотрудников; они продают ежегодно тысячи автомобилей, причем Россия в их списке занимает далеко не первое место. Не без удивления узнал, что четырехмиллионная Новая Зеландия закупает у компании даже больше подержанных японских машин, чем 145-миллионная Россия.
Брокеры одновременно мониторят десятки автоаукционнов, подбирая варианты под запросы многочисленных клиентов. Собственно, необязательно даже физически идти на аукцион, поскольку крупные компании подключены к электронным торгам и все те же действия осуществляют из офиса. Рабочий стол брокера выглядит так —
Вот программа аукционов, маленькие квадратики на фотографии внизу как раз и есть разнообразные аукционы. Кликаешь и смотришь что там торгуется сегодня, все в онлайн режиме —
Общая схема работы с клиентами достаточно проста:
1. Вы связываетесь с брокером через сайт, по телефону, по электронной почте. Лучше конечно все это делать через сайт, поскольку там вы заполняете ваш запрос и указываете чего именно хотите во всех деталях.
2. Затем вы вносите депозит в районе 1000 долларов. Эта сумма гарантирует брокерской компании серьезность ваших намерений. Пока автомобиль не куплен — ваш депозит полностью возвратен, вы даже не обязаны обьяснять причину отказа от покупки. Но если автомобиль уже куплен на аукционе — пути назад нет. Компания вкладывает свои деньги в ваш автомобиль, и если вы не внесете затем оставшуюся сумму, то им придется едва купленный автомобиль продавать вновь, а это издержки. Эти издержки удержат из залоговой суммы, и это выглядит логичным.
3. После того как ваш автомобиль куплен, вы должны заплатить остаток суммы. На это вам дается определенное время, обычно не более двух недель, хотя в отдельных случаях согласуются индивидуальные сроки. Как только вы заплатили остаток — машина немедленно отправляется в порт, грузится в контейнер и уплывает к вам.
4. Вы согласуете с брокером, берет он на себя всю логистику, либо этим займетесь вы. Проще говоря, брокер может сам организовать доставку к вам автомобиля до дверей, но может ограничиться и доставкой в порт назначения. Условно говоря, если ваша машина пришла в порт Новороссийска или Одессы, а вы при этом живете в другом городе — вам либо самому ехать в порт, либо брокер доставит вам машину с помощью его партнеров в вашей стране. Разумеется, что за дополнительную стоимость. Вы можете сэкономить эти несколько сот долларов и все это взять на себя, но при условии, что вы разбираетесь в логистических нюансах и знаете, как решать вопросы с карго и транспортными компаниями.
5. Насчет растаможки: брокер к вашей таможне не имеет никакого отношения, вы расплатились с ним за автомобиль как таковой и его доставку в вашу страну, но не более того. Брокер может вас проконсультировать в этом вопросе, но скорее всего через своих партнеров в вашей стране. Затем вы обращаетесь в брокерскую копанию в вашем городе и они вам все оформят за 3-5 тысяч рублей.
Большая дружеская благодарность Алексею Русаковичу rusakovich . ведущему брокеру упомянутой компании Shiawasedo, без которого посещение аукциона и офисов компании было бы невозможно. Этот парень отправил тысячи автомобилей в Россию, Украину, Грузию, Новую Зеландию и другие страны.
Также, вот сайты компании, где любой интересующийся может ознакомиться в деталях с процедурой покупки машины в Японии:
p. s Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
p. s 2 А знаете, благодаря кому я попал в Корею и Японию? А вот благодаря этим ребятам .